Перейти к содержанию

Программы взаимопомощи мотоциклистам на дороге


Рекомендуемые сообщения

Данный текст не претендует на исключительно и полную информативность, скорее, это попытка анализа и разложения по полочкам интересующего автора текста вопроса о волонтерских программах взаимопомощи на дороге в принципе. Назовите это потоком сознания Емели, который не поленился встать с печи в своем доме и обойти всю деревню, дабы заглянуть в гости к соседям и посмотреть их житье-бытье.

 

---  ---  ---  ---  ---  ---  ---  ---  ---  ---  ---  ---  ---  ---  ---  ---  ---  ---  ---  ---  --- ---  --- ---  ---  ---  ---  ---  ---  ---  ---  ---

 

Мотоцикл на дороге. Ситуации бывают разные — от простого "осушения" бака до ДТП (не дай Бог!). Хорошо, когда у Вас есть друзья, которые приедут и окажут посильную помощь. А если Вы в другом регионе? Или вне зоны доступа друзей? Что тогда? Ждать милости у неба?
 
Для решения этого вопроса в России последние несколько лет (обычно начиная с 2005-2007 годов) появляются и развиваются различные проекты взаимопомощи на дорогах, прежде всего нацеленных на водителей двухколесного транспорта. Собственно, статья эта является неким субъективным результатом проявленного мною интереса по данной проблеме, я изложу тут свои выводы и приведу несколько проектов, которые имеют неплохие перспективы стать популярными в мотосреде.
 
Что такое проект взаимопомощи, или иначе, программа взаимопомощи на дорогах? Под этим подразумевается добровольное объединение людей с активной гражданской позицией и социальной сознательностью, целью которого является оказание помощи любому мотоциклисту, попавшему в ДТП, столкнувшемуся с технической неисправностью или иной непредвиденной ситуацией. Обычно такие объединения характеризуются отсутствием жесткой структуры, либеральной организацией и ведением дел, наличием нескольких неформальных лидеров и некой системы оповещения членов объединения об инцидентах на дороге с двухколесными участниками дорожного движения. Кроме того, финансирование нужд таких объединений либо не осуществляется вовсе (за счет личных средств отдельных членов объединения или же за счет сбора средств среди членов объединения для решения тех или иных вопросов и проблем), либо за счет систематического (ежемесячного или ежегодного) взноса символической суммы членами объединения.

 

Мои умозрительские изыскания показывают, что в зависимости от зоны действия (зоны покрытия) нужно выделять городские, или локальные, (в пределах большого города и максимум пригорода), региональные (в пределах одного региона-субъекта Российской Федерации) и глобальные (в пределах страны-государства или даже международные) программы взаимопомощи. И если локальные программы — это стихийно образовавшаяся организация с большим количеством нечетких векторов развития (от "физической защиты" мотобрата до оказания первой помощи при ДТП и последующего пост-инцидентного сопровождения), то глобальные программы только-только начинают свой путь, однако уже при этом подразумевают помощь при совершении путешествий на двухколесном транспорте в междугороднем пространстве (от помощи на месте того же ДТП до эвакуации транспортного средства к месту ближайшей ремонтной мастерской и предоставления ночлега).

 

Основной движущей и направляющей усилия объединения силой в таких программах является система оповещения об инциденте. Базовый канал по умолчанию — это SMS-рассылка определенному кругу лиц, зарегистрировавшимся в программе как волонтеры (люди, взявшие на себя добровольное обязательство оказывать любую посильную помощь участникам инцидентов на дороге). Обосновывается это тем, что смартфоны, планшетники и прочие мобильные гаджеты распространены далеко не у всех членов объединения, а вот сотовый телефон с возможностью приема SMS есть практически у каждого в настоящее время. Минимальная рабочая схема "звонок дежурному программы — получение информации об инциденте — оповещение по базовому каналу волонтеров об инциденте" позволяет сравнительно быстро направить волонтеров для оказания помощи на место инцидента. Однако базовым каналом системы оповещения не ограничиваются: для продвинутых пользователей гаджетов предлагаются системы обмена голосовыми сообщениями типа Zello или адаптация под нужды программы социально ориентированных приложений типа Waze, в конце концов, те же система отправки коротких текстовых заметок типа Twitter (для экономии денежных средств на SMS-рассылке) или приложения для мобильных устройств собственной разработки типа MotoCitizen. Существенным недостатком таких каналов оповещения является необходимость наличия интернет-соединения, которое в условиях российских реалий далеко не всегда эффективно при оказании услуг того же мобильного (через сети сотовой связи) интернета.

 

Прием сообщений об инциденте обеспечивает или волонтер программы, согласившийся на выполнение таких функций, (обычно это номер сотового телефона) или профессиональный call-центр (с федеральным номером бесплатного звонка типа 8-800). Прием звонков и обеспечение оповещения волонтеров — это базовые статьи расходов любой программы взаимопомощи, которые просто можно минимизировать посредством выбора специальных предложений у операторов сотовой связи (актуально для локальных программ взаимопомощи). Также практикуется использование sms-шлюза для sms-рассылки абонентам программы взаимопомощи (явно используется региональными программ, иногда локальными программами).

 

Еще один краеугольный камень программ взаимопомощи — это комплекс мер по пиару и популяризации программы у простых обывателей и тем паче владельцев двухколесного транспорта. Ведь какой смысл от программы, если о ней никто не знает, правильно?.. :) Чем больше народу знает о программе — тем выше осознанная потребность в программе взаимопомощи в целом. Подавать в систему оповещения информацию об инциденте могут не только сами обладатели двухколесного транспортного средства, но и проезжающие мимо автомобилисты и тем паче — проходящие мимо пешеходы.

 

Вот примерный перечень оказываемой помощи в рамках той или иной программы взаимопомощи:

  • оказание оперативной помощи на дороге силами волонтеров программы;
  • вызов служб спасения (скорая медицинская помощь, полиция, пожарная служба);
  • оповещение доверенных лиц пострадавшего в инциденте о факте инцидента;
  • поиск доноров крови для тяжело пострадавших в инциденте;
  • юридическая поддержка пострадавших, в том числе привлечение внимания общественности к нарушениям, допущенным на разных этапах следствия и судебных разбирательств;
  • обучение участников программы основам первой медицинской помощи, повышение юридической грамотности, изучение основ безопасного вождения;
  • проведение благотворительных мероприятий и сбор средств в помощь пострадавшим в ДТП;
  • сбор статистических данных и разработка предложений по изменению законодательства, направленных на повышение безопасности дорожного движения;
  • дисконтная программа на товары в ряде мототематических магазинов и в других заведениях-участниках дисконтной программы;
  • эвакуация транспортного средства с места инцидента на место дальнейшего его пребывания

Таким образом, очевиден профит от участия и использования программы взаимопомощи на дорогах, это сильно облегчает жизнь тем мотоциклистам, которые не состоят в тех или иных мотоклубах и других объединениях по общему интересу.

 

Примеры программ взаимопомощи:

  • локальные — это системы внутреннего оповещения типа СВОБ в Краснодаре, СОВА в Нижнем Новгороде (http://www.motoliga-nn.ru/forumnew/viewtopic.php?t=12816), Союз мотоциклистов "Свобода" в Ульяновске (http://www.sm-svoboda.ru), система оповещения при ДТП "Мото-брат" в Уфе, СВОРС во Владивостоке, МОТОДОПОМОГА в Львове (http://motodopomoga.org.ua/ru/) или Служба Экстренной Мото-Помощи (СЭМПО) при ДТП с участием двухколесных транспортных средств в Одессе (http://sempo.od.ua/). Обладают рядом технологических недостатков системы оповещения и некой трудностью подключения к программе новых членов. Практически все системы предусматривают помесячную оплату за подключение.
  • региональные — это Программа MotoCitizen (http://motocitizen.info) в Москве и области, Система взаимопомощи мотоциклистов "МотоСолидарность" (http://www.motosolidarnost.ru/) в Санкт-Петербурге и области, МотоHELP в Киеве (http://moto-help.livejournal.com/), недавно пребывали в категории локальных, сейчас обе программы стремятся расшириться за пределы конкретных регионов и перейти в категорию глобальных программ. Подключение к программам значительно упрощенное, но есть проблемы с координацией действий волонтеров и ведением внутреннего делопроизводства (для той же статистики по инцидентам), имеется несколько каналов оповещения. Характеризуются исключительным вниманием к статистике инцидентов на дорогах.
  • глобальные — Программа MotoPeople (http://www.motopeople.info). Эта программа ориентирована на длительные мотопутешествия, на поддержку мотоциклистов, которые едут на дальняк. Имеет в составе волонтерскую составляющую типа MotoCitizen для решения оперативных проблем на дороге и HELP-лист для предварительного планирования мотопутешествий. При покупке так называемой карты MotoPeople обеспечивается набор дополнительных услуг типа бесплатного эвакуатора, технической или юридической консультации по телефону, подключение к дисконтной системе. Карта MotoPeople является прямым средством финансирования программы и имеет годовой срок действия, по истечению которого ее действие необходимо продлевать. 

Разделение программ взаимопомощи по фактору зоны покрытия (зоны действия) — это не единственный путь характеризации таких программ, можно также говорить о степени технологической реализации программы или о преобладающем возрасте и степени опыта членов (волонтеров) программы, не менее важно говорить и о целевой аудитории, на которую нацелена та или иная программа взаимопомощи. Так, по субъективному мнению автора статьи, при обсуждении локальных программ стоит упомянуть о низкой технологической реализации системы оповещения, о "местечковости" в плане расширения волонтерской базы, но при этом большей эмоциональной и предметной поддержке пострадавшего в инциденте. Региональные программы отличаются большей мотивированностью волонтеров и нацеленностью на результат, но при этом нередки случаи дисбаланса с точки зрения присутствия волонтеров на инцидентах (на один инцидент поехали 20-30 волонтеров, на другой — едва ли 2-3) вне зависимости от тяжести инцидента. Глобальные программы пока только запускаются и рано рассуждать об их достоинствах и недостатках, тем не менее, предполагается, что региональный уровень программы не позволит обойтись без непосредственной монетизации (в виде выпуска и продвижения атрибутов и аксессуаров системы лояльности) для нужд собственного функционирования.

 

UPD #1. В программах взаимопомощи на дорогах для мотоциклистов можно выделить несколько составляющих, то есть то, чем программа может быть полезна для ее участников (волонтеров): сервисную (когда предлагается некий набор услуг, как консультационных, так и эвакуационно-ремонтных, сюда же включается и участие проекта в дисконтной программе для различных торговых сетей), социальную (проведение различных социальноориентированных мероприятий — поиск доноров крови, сбор средств в помощь подстрадавшим, благотворительность), целевую (то, ради чего проект был создан, а именно: оперативная помощь на дороге, планирование мотопутешествий при помощи других участников проекта и прочее).

 

UPD #2. Стоит также обратить внимание и на потребительскую аудиторию тех или иных программ вазимопомощи. Так, глобальные программы таки подразумевает под волонтером человека, уже состоявшегося в этой жизни и не испытывающего многих финансово-материальных проблем, понимающего, что за сервис и за удобство стоит и нужно платить. Локальные системы оповещения, хоть и подразумевают "абонентскую плату", тем не менее, этой символической суммы хватает, чтобы молодежь, недавно потупившая в ВУЗы/ССУЗы, могла обеспечить хотя бы минимальную гарантию помощи друг другу на дороге. Региональные программы, соответственно, это нечто среднее между двумя этим полюсами, в ней присутствую как студенты, так и молодые специалисты и руководители низшего звена.

Изменено пользователем Crios
Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

UPD #3. Необходимо отметить, что подавляющее большинство программ взаимопомощи не имеет базу данных с минимально необходимыми сведениями о своих участниках (волонтерах), что зачастую  вызывает трудности при идентификации личности мотоциклиста, попавшего в инцидент (или ДТП), в время обращения к диспетчеру системы оповещения, так как у многих в момент инцидента отсутствуют необходимые документы, не говоря о том, что госномера транспортных средств далеко не всегда имеются на мототранспорте, попавшему в ДТП.

Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
  • Последние посетители   0 пользователей онлайн

    Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу

×
×
  • Создать...