Перейти к содержанию

Рекомендуемые сообщения

19 июля

Сегодняшней целью было найти остатки древного города, где-то в степи, неподалеку от Хархорина и, возможно, доехать до горячих вулканических источников где-то неподалеку от Ценхера.

Погода не особо радовала, поэтому одевали на себя водонепроницаемое и ветрозащитное.

f5192255d2c4.jpg

5194bcea7014.jpg

bfc3b32771b9.jpg

25ae9f7b6c5f.jpg

Фото на память с гостеприимными хозяевами кемпинга

bc30123414ee.jpg

Плутали по степи. Точных координат не было, а Монголия, мля, большая. Но нашли, с третьей или четвертой попытки.

Когда то здесь был город. Со стенами. Рынки. Жили люди....

8bc06229093c.jpg

786454ca8d22.jpg

62f139b6f259.jpg

d034c1983b43.jpg

51f9740b6128.jpg

6a5aafd2e56e.jpg

6b3180b2d9d2.jpg

d74a571475db.jpg

be65ff837707.jpg

Поснимали и поехали к Ценхеру. По дороге заехали в местный храм, но он был на реставрации. Сверились по направлению и дальше.

0446d6d0eaf6.jpg

a93ff7d9c407.jpg

18b3bd1974a7.jpg

f036de2e1039.jpg

6b8f11a974e8.jpg

f65a648fdd0e.jpg

0f10f104bb97.jpg

c878159afaf7.jpg

Полило. Опять в дождевики. Остановились перекусить и принять согревающего.

318f33cdc26b.jpg

3abfa7d86a84.jpg

В кафе нас отговорили ехать сегодня на источники, т.к. поднялась вода и на мотиках мы бы броды не переехали. Даже не все внедорожники рисковали. Поэтому нашли кемпинг возле Ценхера, где и решили переждать до завтра.

Кемпинг находился у камня, который вроде как символизирует единую Монголию. Ну кто с английским дружен - переведет

c910cb04a5a6.jpg

dcfc0457a604.jpg

f2f707a5e3b2.jpg

ну русские везде выше всех...

9271bdf1b8ff.jpg

d91bbd20b89a.jpg

c4a43b56c67d.jpg

88c5e569a135.jpg

3d415e1497a8.jpg

e9902ce11fd3.jpg

21b16944f51e.jpg

47239c52b521.jpg

Готовили и закусывали...

7618ea243293.jpg

9cd3545f6ef8.jpg

65c066c6f3b8.jpg

23b0d492e196.jpg

шили нашивки

15656f2f11c6.jpg

орали пестни на варгане

d27ca6f009b8.jpg

и так до поздней ночи.

a45d266c4ba4.jpg

a77a682c2369.jpg

пока батарейки не сели...

8ac4727145a0.jpg

20 июля

Сегодня по плану прорыв на источники, едем жопки отмачивать. По прямой км 30… на самолете. На мотиках неизвестно, дороги не знаем. Будем по дороге брать языков и надеятся, что вода немного спала. Фоток, к сожалению, много не делали, т.к. было не до них. Было видео, но оно в процессе монтажа.

Выехали пораньше, по дороге оставив в местном баре наклеечки на память.

83cca9da34c8.jpg

Дороги постепенно стали похожи местами на лесовозные колеи, только с камнями. Не валялся только ленивый. Но местные упорно подтверждали выбранное направление.

Потом встретили мотоциклиста. Монгольского. Объяснили, куда хотим. Он повел. Ехали за ним около 30 км. Все дальше в горы. Навигаторы упорно утверждали, что мы отдаляемся от точки в другом направлении.

На наше счастье встретили уазик, в которов везли хозяйку массажного кабинета с тех источников, куда мы хотели. А ехала она совсем в противоположном направлении. Объяснила, что коллега-мотоциклист везет нас к другим, диким источникам, но до них на наших коровках еще надо попробовать доехать. Решили ехать за ней. Штук шесть или семь бродов. Течение тупо сбивает с ног, даже если пешеход. Но нам пофиг, мы же русские :) УАЗик нас терпиливо ждал и помогал искать места поспокойнее, даже пусть и не мельче. Один едет, остальные страхуют. В одной протоке пытались утопить мою Африку, но передумали и вытянули обратно на сушу.

Фотки все, что есть, видео сделаю позже

40f23673cd15.jpg

743b0149b1a2.jpg

0c2abd307a08.jpg

47758a9a1bdb.jpg

e3205ded0760.jpg

c126cd26bc72.jpg

f9ed45ef0c11.jpg

9cb0e6fb5d2c.jpg

422bab17dfb9.jpg

6f26b111a505.jpg

К вечеру добрались до стойбища, рассупонили коней и погрузили тушки в сероводородные ванны.

21 июля

Ничего не делали....

Втыкали на природу, парились в ваннах, посещали массажный салон для испробования процедуры "монгольский маслянный массаж всего тела", устраивали фотосессии, пили водку и устраивали танцульки с иностранными туристами.

7b770d347b0b.jpg

fa741ecf8422.jpg

d5a3283004ce.jpg

dbb2553b03bc.jpg

f951e6bfac69.jpg

afcd7a58f4fa.jpg

fd07b355c042.jpg

22 июля

93b9f35c168f.jpg

В Улан-Батор. По самой столице планов особых не было. Хотелось посмотреть на статую Чингиз-хана из нержавеющей стали, что в 70-и километрах за ним.

Оказалось, что мы правильные мототуристы. На источники дорога (ну в смысле сухая, с одним только бродиком) была, но мы поперлись 20-го козьими тропами. Речушка была пустяковой и фоткать даже было не интересно...

e03aaa801a74.jpg

По дороге опять проехали через Хархорин, немного передохнули в теньке

ce8fa16fc0fe.jpg

в процессе ожидания еды общались с местным небедным населением и сшибали на пиво

4e6eabc2b539.jpg

b47ce84819ba.jpg

814a1220df4a.jpg

b3729d1e2bf9.jpg

перекусили

dc73bf550b70.jpg

и, любуясь, напоследок, двинули в столицу

3627bc061c67.jpg

cc8c0a75ae0d.jpg

abfad43343b7.jpg

49352c00bc46.jpg

7aa0b0b16251.jpg

93e68047237b.jpg

Устраивали привальчики, чем привлекали внимание местных джигитов

8058ef4475f0.jpg

0b65f1aa5fcc.jpg

c3a2ecd5485f.jpg

9ace53cd13c4.jpg

f58391f83f26.jpg

Погода баловала

b3f08239f764.jpg

ebc6ac7baa4e.jpg

4b4939f23fe7.jpg

4b7ce4654f1a.jpg

9dc423034809.jpg

42dd28eb2f29.jpg

А вот Улан-Батор нет.

918bb52fb0ed.jpg

094f9dc575ff.jpg

5d5a467feeaf.jpg

efa551f9a9eb.jpg

К ночи нашли гостишку, которую нам разведал Серега, поставили мотики в подземный гараж (цивилизация), в ресторанчики при прописке нашли халявный WiFi? взяли пива и остального, обсудили планы на завтра.... их было немного.... уже становилось грустно....

Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
  • Ответов 24
  • Дата создания
  • Последний ответ

Лучшие авторы в теме

Лучшие авторы в теме

23июля

С утреца обнаружилось, что спим в гостишке, где проходит финиш Монголралли. Это благотворительное ралли, где участвует всякий хлам со всего мира, доход от мероприятия в какие-то там фонды или т.п. http://auto.lafa.kz/info/reviews/7060/mongol-rally-2012-kurs-na-vostok

375d417a9595.jpg

a8218027cd97.jpg

Планы у участников нашего турне разделились

Макс с Костиком стартанули в сторону статую Чингиз-хана, чтобы найти неподалеку какой-нибудь кемпинг.

Коля с Аней решили проведать местный рынок и пошататься по столице.

Мы с Андрюхой в музей просветиться, купить сувениров, прогуляться пешком и купить карт Монголии на будущее :)

ef4ddfd79e9f.jpg

f297d88fda4c.jpg

572bfebe00c2.jpg

a3a6d91f76a0.jpg

8ee04c93b2d0.jpg

d67482ffeb8e.jpg

К 17-00 собрались возле гостиницы и поехали к Максу и Костику, которые уже расположились в кемпинге и расслаблялись на лоне природы в 5-7 км от статуи.

Преодолев с помощью местных жителей и полицейских Улан-Баторские пробки, просохатив мою палатку на местных обочинах

4769af1140f4.jpg

96ea405cc73e.jpg

dd3825dc6baa.jpg

7f654e9dc687.jpg

35333f3366f3.jpg

4d35843fa187.jpg

c43272112305.jpg

f5366554d0ed.jpg

a46fe6431712.jpg

b46ffaa22f81.jpg

081cef1b7f64.jpg

выехали к лагерю

f4a635008c9d.jpg

028aa697f024.jpg

354e0f1ebfd3.jpg

2e15b04a7a2b.jpg

Костик с Максом уже сняли юрту. Макс встретил на подъезде, провел в темноте, сидя вторым номером, по потайным тропам до кемпинга.

Местные монголы нас накормили, мы их напоили. Были поляки, но водка у них невкусная....

24июля

Продрали глаза после польской паленки, попрощались с гостеприимными хозяивами и поехали к статуе.

93f9795604bf.jpg

e9e7c658bb0b.jpg

1ed9682d5ef0.jpg

2376f08b1a15.jpg

5407e18cebe2.jpg

Любят монголы своего национального героя. "Можешь верить в кого угодно, но бог есть один - Чингиз-хан" - вот так они примерно говорят.

Грандиозное сооружение, статуя полностью покрыта нержавеющей сталью. внутри трехэтажный музей, лифт на смотровую площадку в голове лошади.

771da36af77c.jpg

2d570f953790.jpg

75a72b2e6fc2.jpg

0de88e62d831.jpg

1f7995c350d2.jpg

fd8d4890a2ef.jpg

46d420c59309.jpg

Пошатавшись по музею, поехали через Улан-батор, т.к. дорога к российской границе лежала через него.

0e64069ff0e5.jpg

5630a1b5ff7e.jpg

На въезде в город мотик перестал ехать... Остановился.. Горит что-то сзади нахрен. Заклинило задний суппорт, раскалилось все, что могло, начала гореть пластиковаяч защита диска... Красиво так. Тушил минералкой из Кэмелбэга. Задних тормозов не стало.

960fc480fe68.jpg

3ed5367550b0.jpg

На въезде в город встретили Серегу. Домой едем вместе. Также пообщались с местными мотоциклистами, с которыми познакомились вчера.

d70a2f4d932c.jpg

402f7668692c.jpg

c0a1f11f4caf.jpg

Обменялись контактами и начали прорываться через город.

bffb27637f67.jpg

5c23229222c9.jpg

23b60b7b04da.jpg

Разок потерялись, разок закончился бензин, но благополучно нашлись, влили чуть-чить из канистры

d45a6a78e006.jpg

766931fe7c66.jpg

3fc96e0c7746.jpg

2d4ad388daac.jpg

дозаправились и полетели к границе...

8e304e21e110.jpg

7889eae9d3f2.jpg

7f2e82874576.jpg

2216ec50c26b.jpg

e74d95be52a9.jpg

остановились перекусить в кафе

c9ac368534d4.jpg

98135475e9d1.jpg

там же встретили Колю из Находки. Едет в Китай (ну или будет пробовать прорваться).

c97cea0f2c35.jpg

d97b7d724b7f.jpg

Потионькху, не спеша ехали к границе, любуясь зеленью

3170b96002d6.jpg

e88122ef0653.jpg

5285d63b7df0.jpg

e35e86718dc9.jpg

помахав ручкой бело-голубым

2f38169db00a.jpg

39e53cbc8428.jpg

fca24d0739e5.jpg

65c389658e10.jpg

на закате

5fcd09e7e3a6.jpg

98c421cb722f.jpg

72bf5660cfc2.jpg

приехали к границе, поселились, закусили и спать. Утром открывается граница домой....

25 июля

К 9-и утра выдвинулись к шлагбауму. До встречи, Монголия!

890b663c2fd8.jpg

Границу прошли часа за два. Монгольскую быстро, а российскую... чтоб они так жили, как оформляют....

По родным ухабам

b87066e6eacf.jpg

c772fb906493.jpg

6cac14d7af54.jpg

с перекурами

f38b05621ccb.jpg

c23981a35b06.jpg

5d7c809c1f50.jpg

заехали в Иволгинский дацан http://www.datsan.buryatia.ru/

0a8ad29ec5c2.jpg

dce5be2decc6.jpg

df6585e07147.jpg

7a05bb275a5a.jpg

Спешить особо было некуда. Следующая точка - Байкал, мотофест "Байкальский берег" 27-29 июля.

За Улан-удэ много ремонтов дороги. Не доехав до турбазы "Байкал", места проведения слета, остановились в общаге-гостишке, где под омуля и пивко играли предавались свежим воспоминаниям о Монголии....

Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

26-28 июля

На Байкал...

a61a10f6221b.jpg

1a1a6dc5d098.jpg

1477bf78c9bd.jpg

520ae1ab27bc.jpg

До феста еще день, но как раз можно отмыться, побриться и расслабиться.

084129099d4d.jpg

Заехав на турбазу, на последние, по буржуйски, сняли последний двухэтажный коттедж, с горячей водой, душем и всеми благами цивилизации...

Правда некоторые, по привычке, спали на земле в чехле от мотоцикла :)

483a72d0dec7.jpg

а кто-то пытался вспомнить, как пользоваться компьютером

56cd5002cb96.jpg

Общались

4ab0f879b7d9.jpg

5747e2695e34.jpg

2e8c40f95c17.jpg

пели

cd2704cec925.jpg

0def7d52b577.jpg

встречали старых знакомых

f5a2ca6b2ef1.jpg

ca2e0762ae9f.jpg

bf9419ec7d5d.jpg

ae31a1a1fce7.jpg

73cb0697c853.jpg

00b674a6d89a.jpg

d7f503e0efc9.jpg

4af54e8bcb55.jpg

70b91e4e216c.jpg

в субботу проводили Колю с Аней (поехали на родину к Коле в чернышевск)

409bb12d188e.jpg

и весело проводили время

2741e73749aa.jpg

29-30 июля

Пора в Иркутск.

Утром поменяли Лехе Севосту покрышку (ему еще на Ольхон), скрутили вещички

09d09e528201.jpg

43ac220af1ab.jpg

и двинули в столицу Сибири.

9fea5c275147.jpg

Вечером прокатились по ночному Иркутску с Маринкой, которая согласилась стать экскурсоводом

37ee44fc4721.jpg

2c6d3f555be5.jpg

утром сдали мотоциклы на отправку в Желдорэкспедицию (огромное спасибо за упаковку, отправку и отменный сервис)

926422ae1a18.jpg

713b3c05855e.jpg

bbbc357cc26a.jpg

Севост уехал на Ольхон (завидую, еще свежи прошлогодние впечатления)

Мы погуляли по городу

811540b9aacb.jpg

a5ecdc11b27b.jpg

9ad94a6efe2e.jpg

17ce666e1571.jpg

d690d690daab.jpg

dc94a52bc2fd.jpg

23e5ffdb60e6.jpg

6830ce283108.jpg

99088d82b94d.jpg

и отправились баиньки - рано утром самолет.

31 июля

Самолет, Москва, поезд. домой.

Все.............

Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Копия отчета тут

http://offroadpeople.forum24.ru/?1-5-0-00000086-000-0-0

Изменено пользователем Belarus-111
Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

У меня дед при СССР ездил строить Монголию..

Недавно у него интервью брали:

 

Новая рубрика- «Слово ветерана».

«А города-то в Монголии строили мы…»

Вспоминает Заслуженный строитель России, Заслуженный изобретатель и рационализатор России,

генеральный директор ООО «Плутонстроймонтаж» Б.М.Гольденштейн

ВРЕЗ

С 2011 года лидером по темпу роста ВВП в мире остается Монголия. По оценкам Deutsсhe Bank, в 2011 году рост составил 17,5%. В 2012 году ВВП страны выросло на 12,7% и продолжит расти стремительными темпами в ближайшие несколько лет. Страна также заняла первое место в рейтинге Doing Business 2013 по легкости ведения бизнеса в Восточной Азии и Тихоокеанском регионе и стала одним из лидеров в деле улучшения бизнес-правил.

Второй врез (Можно поставить его в самом конце материала?).

Россия окажет всестороннюю поддержку в осуществлении генерального плана развития Улаанбаатара до 2030 года, сообщил Чрезвычайный и Полномочный посол РФ в Монголии И.К.Азизов на встрече с мэром Улаанбаатара в четверг.

Эта встреча стала первой для г-на Азизова после назначения его в прошлом ноябре послом России в Монголии.

С давних времен наши страны имеют добрососедские и дружественные отношения, поэтому Россия готова сотрудничать, расширяя связи с Улаанбаатаром, сказал г-н Азизов и сообщил о возможности оказывать поддержку в претворении генплана развития Улаанбаатара до 2030 года.

В свою очередь, мэр Э.Бат-Уул отметил, что "монголы всегда помнят поддержку и помощь народа России в развитии нашей столицы, и продолжение этих отношений есть наша обязанность".

Столица примет помощь, отметил он и сказал, что мэрия будет уделять внимание расширению отношений и сотрудничества с граничащими с Монголией российскими городами.

// montsame.gov.mn, 20 февраля 2014 № 1016514

 

-Борис Максович, а что вы знали о Монголии, прежде чем поехать туда?

-В основном сведения из учебника истории: про «татаро-монгольское иго», которое теперь серьезные историки таковым не называют. И читал в газетах, что монголы и в 20 веке живут в юртах. Скоро в этом и убедился. Приехав туда, узнал у старожилов, что в начале 20 века существовало даже запрещение для российских подданных (в соответствии с русско-китайским договором) возводить в стране постоянные лавки, складские и жилые помещения. Постоянные постройки разрешили лишь после того, как Внешняя Монголия провозгласила независимость от Китая, и состоялось подписания русско-монгольского соглашения в 1912 году. Вот тогда Россия и обратила пристальное внимание на Монголию. Основные стройки начались в советское время. У истоков становления и развития многих городов Монголии, в том числе и Улан-Батора, стояли советские строители.

-А почему вы поехали в эту далекую страну? Вы ведь уже успешно работали в Москве.

-Да, я к тому времени (1977 год) был уже в Минпромстрое СССР начальником отдела по строительству в регионах Нижней Волги и Юга страны. В подчинении было 4 главка: «Нижневолжскстрой» в Волгограде, «Главастраханстрой»- в Астрахани, «Главсочиспецстрой» -на Краснодарском побережье Черного моря и «Главкавминкурортстрой»- в Пятигорске. Но в Монголии понадобился опытный строитель, меня вызвали в отдел кадров и предложили туда поехать. Намечались крупные стройки. Нас называли – специалисты.

-И где же трудились?

-Попал я в город Дархан, второй по значимости в Монголии. Расположен он километрах в 30 от Улан-Батора (сохраняем старое написание имени столицы. Прим. ред.). Стал я главным технологом «Советского общестроительного треста №1». Подчинялись мы главку «Главзарубежьстрой». Оттуда спускали нам планы и договора через Монгольское управление, которое располагалось в Москве, оно же обеспечивало нас людьми, материально-техническим снабжением.

Ездил по всей стране. Возводили мы два домостроительных комбината, железобетонные заводы, мясокомбинат, силикатный завод, керамический завод, жилье, аймаки (так они называют сельскохозяственные постройки). В Улантолгойте была смонтирована драга для зотолотодобычи, это

практически большой передвижной завод, а мы там занимались обустройством всех необходимых сопровождающих служб, инфраструктурой: где жить, питаться, стричься и т.д.

В это время продолжалось и строительство крупнейшей горнорудной компании в Азии, мы строили совместное монголо-российское предприятие горно-обогатительный комбинат «Эрдэнэт». Там добывают медь, молибден. Месторождение называется «Эрдэнэтийн овоо» — Гора сокровищ. В 1977 году туда была проложена железная дорога. А 14 декабря 1978 года состоялось торжественное досрочное открытие первой очереди комбината, который вырос всего за 4 года на пустом месте. К концу 1980 года комбинат почти вышел на проектную мощность. Строились город и комбинат по советской технологии нашими специалистами.

-Вы говорили, что ездить пришлось по всей стране. Где еще побывали?

-Самый дальний объект – на западе страны есть город Улангол (1800 км от Дархана). В этих краях родился маршал Юмжагийн Цеденбал. Там мы построили дарственный объект - учебный комбинат. И все, что ему сопутствует- дирекция, общежития… Там готовят рабочих и специалистов практически для всех отраслей народного хозяйства пяти западных аймаков Монголии. Туда добраться можно было только самолетом. У нас было три своих. Но иногда летали на военных монгольских. У них гражданской авиации тогда не было. Случалось летать с внуком легендарного вождя монгольской революции 1921 года Сухе Батора, он был пилотом. Запомнилось, что он был постоянно пьян. Иногда ему говорили, что опасно… Отвечал: «Кампан» (товарищ), все будет хорошо. Когда я пьян, я лучше вожу самолет».

 

-Часто приходилось контактировать с монголами?

-В нашем тресте было три тысячи человек из Советского Союза. Все отличные специалисты. Приходили трудоустраиваться и монголы. Но у них, как правило, не было достаточных знаний и опыта. Вспоминаю анекдотичную ситуацию. В отдел кадров вошел монгол и спрашивает : «Кампан, работа есть?».- Есть. - Какая. -Кочегар в котельную. – Нет, не пойду. – А даргой над котлом пойдешь?- Даргой пойду.- А «дарга» по монгольски- начальник. Любой начальник – мастер, прораб, и Цеденбал – тоже дарга.

А те монголы, которые находили подсобную работу, зарплату у нас получали в два, три раза больше, чем местные. Надо сказать, что я, например, зарабатывал в три раза больше, чем их первый секретарь горкома партии. И вообще- контакты с монголами не очень приветствовались. Всех рабочих присылала Москва по нашей заявке: контракт у кого-то закончился, надо восполнять. Со всего Союза присылали- из России, Украины, Молдавии, с Кавказа. Так что быстро все перезнакомились. Очень быстро узнали, что такое хаш, который любили чеченцы, дагестанцы. Если в пять утра в воскресенье куда-то идет человек, значит, в субботу было бурное застолье, пора опохмелиться и отведать хаш.

Жене моей, Инне, гораздо больше приходилось иметь дело с монголами. Работала она в нашей санчасти, но постоянно контактировала с монгольским выдающимся врачом, работавшим в отличной больнице, которую мы построили. Врач этот закончил университет в Сарбонне . Но позиции у него были прокитайские , а не просоветские, поэтому из столицы Монголии его сослали в Дархан. При очень серьезных заболеваниях Инна координировалась с ним. Еще у нее была интересная встреча. Инна в Улан- Баторе встретила своего одногруппника. Церендорф, по-моему. Инна рассказывала, что учился он неважно. А в Монголии стал директором института. Такие вот разные судьбы.

-Фотографии сохранились?

Борис Максович достает красивый альбом. – Вот, смотрите. Это приезд Цеденбала в наш город. Остановился правительственный поезд. Постелили ковровую дорожку для Цеденбала, но машинист промахнулся и проехал чуть дальше. Пришлось вождю идти не по дорожке, а по бетону. Я его фотографирую. А это его жена Анастасия. Приехали они на торжественный пуск домостроительного комбината в Дархане. Он был построен на высочайшем уровне. И начал в 1979 году выпускать пятиэтажные дома. Монголы еще не жили в таких. Сначала дома строили в Дархане, а потом повезли конструкции и в Улан-Батор. Монголы привыкли в юрте жить. Ее надо отапливать, это тяжело. Дров нет. Степь. Были случаи, когда монголу давали двухкомнатную квартиру, он ломал внутреннюю перегородку и ставил в двух комнатах юрту. И там жил. Не дует и газовое отопление: тепло и привычно! Электроэнергию получали из Гусиноозерской ТЭЦ, это в Бурятии, на границе с Монголией.

 

-Кого из соратников помните?

-Вот, смотрите. Главный инженер треста Штончаев. Зовут его Закир Шопиевич, он дагестанец, точнее лакец. Это полковник Корнев. Нас обслуживала воинская часть, он был командиром. Приехал однажды Маршал Устинов, он тогда был секретарем ЦК КПСС, увидел хозяйство Корнева, где были посадки пшеницы, ржи, свиней выращивали, баранов, крупный рогатый скот. Молоко они нам давали.… Устинов сказал: «Вас надо министром сельского хозяйства СССР назначать». Солдаты Корнева и на стройках работали. Когда надо было что-то форсировать - присылал роту, общевойсковую. У него инженерная бригада была.

Вот это у нас был секретарь парткома, не помню его фамилию. А здесь снова Цеденбал. Это его жена Анастасия Ивановна Цеденбал- Филатова. Она из Рязани. Познакомились они во время его учебы в Москве. А она работала в министерстве торговли. Для Монголии «рязанская красавица» сделала немало: организовала первый в Азии Детский фонд, по ее инициативе построили молодежный парк, станцию юных натуралистов, дворцы пионеров, юных техников, молодежи, Дворец бракосочетаний, бассейн... По её собственным воспоминаниям, кто-то из окружения Брежнева сказал полушутя: «Ты, Настя, дороговато обходишься советскому народу...». В 2006 году ей был поставлен памятник в Монголии.

На этом снимке Цеденбалу объясняет что-то первый секретарь Дарханского горкома партии. Вот служебная машина, УАЗик, на них мы и ездили. Мой замечательный водитель Султан, он из Чечни.

Мне приходилось много заниматься новой техникой, изобретениями. Осваивали новые сваи- буро-набивные, новые технологии. Все фундаменты строили в монолите, а верх сборный: сваи, ростверки. Специалисты из Белоруссии очень хорошо работали, отлично знали крупнопанельное домостроение. Главный инженер был из Крыма, из Симферополя. Сын моего приятеля Григорова Дмитрия Александровича и дочь этого главного инженера (не помню фамилию) поженились. У нас с Григоровым кабинеты были рядом. Сейчас он тоже в Москве. Работал в Минавтопроме заместителем начальника главка, потом был зам. генерального директора большого завода Минавтопрома.

-С кем-нибудь из этих старых знакомых поддерживаете отношения?

-Конечно! С Юрой Симоняном стали братья на век… Как познакомились? В Монголию мы ехали в одном вагоне - в один город, в одну организацию. Он работал в нашем тресте начальником сметно-договорного отдела. А там сметы были особые. Смешанные. Ведь наши цены из СНИПов нельзя было использовать. Создавали смешанные цены-советско-монгольские. И Симонян этим успешно занимался. Он родом из Тбилиси. Бывает у меня в гостях. А я недавно был у него в Хайфе, где он сейчас живет.

Кроме Симоняна? Там был Челышев такой. Помощник первого заместителя министра в Москве, а в Монголии - помощник управляющего трестом. Живет сейчас напротив Курского вокзала. Иногда видимся.

 

-А это ваши дочки?

-Да, выпускной вечер Алюли (так он зовет Аллу, младшую дочь). Девочки в советской школе учились - Алюлька три года, Ладуня (Лада)- два. В Монголии был строгий порядок: все закончившие школу тут же должны выехать из Монголии. Так консульство установило. Почему? – Чтобы не ошивались там люди посторонние. Или иди работать или уезжай.

Через неделю после выпускного вечера мы с дочкой выехали в Москву. У нее золотая медаль. Надо было одну пятерку получить на экзамене, чтобы зачислили в институт, она получила четверку. Пришлось сдавать и другие экзамены. Но поступила в медицинский институт!

Это монгольский праздник НАДОМ. Типа нашего 7 Ноября. Здесь маршируют монгольские цирики- солдаты, железные цирики, называли их. Это наша деревня. Десяток пятиэтажных шестидесятиквартирных домов. Всего 600 квартир, предназначенных для руководства и специалистов –ИТР. А для рабочих были построены двухэтажные дома отдельно.

-А как выполняли культурную программу?

-Культурная программа? Мы построили крупнейший дворец культуры в Дархане. Когда увидела Анастасия Ивановна Цеденбал-Филатова этот дворец, то вздохнула:- что ж вы не в Улан-Баторе строили? Красивый, современный. На открытие приезжал Лев Лещенко. Ладуня вручала ему цветы.

 

-А отдыхать-то по праздникам все-таки удавалось?

-Конечно. На этом снимке Шамский лес. Скорее - небольшой лесок. День строителя мы отмечали. А надо сказать, что я занимался всеми технологическими процессами. Наша проектная группа располагала множительной техникой. Были такие забытые сейчас аппараты – ЭРА, РЭМ. На них множили чертежи. Для ЭРЫ мне выдавали три литра чистого спирта (96 градусов). Хранил в сейфе. Постоянно ребята клянчили: налей стаканчик. Все посиделки наши и проходили на этом спирте. Настойки, наливки делали. Девочки, которые обслуживали технику, экономили примерно половину.

Приезжает на праздник вице-консул, очень значимый человек. А надо сказать, что охотиться нам запрещали. И он брал кусок мяса у костра, нюхал и говорил:- дикое мясо. Сразу определял, что нарушали мы правила.

Борис Максович показывает на роскошные ветвистые оленьи рога, висящие на стене его квартиры.- Это съеденный марал. Большой был олень . Сначала легко было вывозить такие подарки в Россию. Монголы не понимали ценности этих рогов. Потом решили, что можно вывозить их только по разрешению. Любая бумажка, разрешение, документ по-монгольски называется «бичик». Меня наградил дарханский филиал Великого хурала,- шутит Борис Максович.- Выдали документ- «Награждается …рогами!!!». Тут уж, конечно, в зале грохнул дружный смех.- Когда через границу перевозил эти рога, таможенница увидела их в купе. - Где бичик? – Показываю этот смешной документ-Окей.- Пропустила.

-Это наглядное напоминание о Монголии не вызывает у вас грустных чувств, если вспомнить, что за последние годы наши страны несколько отдалились друг от друга?

-Конечно, обидно, что большое количество важнейших объектов в Монголии возводят сейчас не наши строители. Я читал в газетах, журналах, что под Улан-Батором японцы строят один из крупнейших в Азии аэропортов. В городах Дархан и Сайншанд начинают создавать базу для тяжелой промышленности. Так, в Дархане построят новейший нефтеперерабатывающий завод по японской технологии. А на юге страны в Сайншанде намечено построить индустриальный парк. Его проектирует крупнейшая в мире компания по инжинирингу и строительству индустриальных объектов «Бектел» из США. Этот проект был одобрен в июне 2012 года еще прежним правительством. Новое же правительство должно решить вопрос о строительстве метрополитена в Улан-Баторе. Проект метро в столице Монголии готовят японские специалисты.

 

А ведь у истоков становления и развития многих городов Монголии, в том числе и Улан-Батора, стояли советские строители и специалисты. Конечно, нам, ветеранам, хотелось бы, чтобы наши потомки восстановили свои передовые позиции в строительном бизнесе в Монголии.

 

Беседовал В.Василевский

Изменено пользователем Azazello
Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

К русским (советским)там до сих пор хорошо относятся. Но обижаются, что СССР их бросил...

Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

И еще: в большей своей части это страна, не испорченная цивилизацией. Именно не испорченная, т.к. некоторыми благами ее они успешно пользуются, начиная от солнечных батарей и мобильной связи и заканчивая Кукурузерами вместо Буханок :)

Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
  • Последние посетители   0 пользователей онлайн

    Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу


×
×
  • Создать...