Перейти к содержанию

Закон о волонтерах.


Рекомендуемые сообщения

«Разве люди идут в огонь ради льгот?»

Добровольцы России выступают против законопроекта «О волонтерстве». Они считают, что этим документом государство присваивает право на оказание добровольной помощи и устанавливает тотальный контроль над желающими работать безвозмездно. В итоге число настоящих добровольцев будет снижаться, считают они, вместо них могут появиться «бумажные волонтеры».

В понедельник добровольцы России раскритиковали законопроект «О волонтерах», который на прошлой неделе был представлен членами Совета федерации. Ожидается, что в весеннюю сессию документ будет рассмотрен Госдумой в первом чтении, однако сами добровольцы выступают резко против его принятия в том виде, в каком он сейчас находится. В идеале волонтеры вообще не хотят, чтобы этот закон появился.

На круглом столе, собранном Комитетом гражданских инициатив, присутствовали представители 34 организаций, которые работают с волонтерами.

«По мере знакомства с законопроектом у меня возникли вопросы, и я хочу услышать ваше мнение», — аккуратно открыл обсуждение экс-министр финансов и председатель Комитета гражданских инициатив Алексей Кудрин.

Все выступившие на круглом столе пришли к единому мнению: законопроект усиливает контроль государства за добровольной помощью граждан. Документ предполагает вручение контроля уполномоченному органу, который будет вести реестр всех волонтеров, выдавать им личные книжки, а также держать список работ для волонтеров. Далее вниз волю государства будут нести местные органы самоуправления, доводя ее до добровольческих организаций, а те, через координаторов, будут командовать волонтерами. Такую иерархию видят в будущем авторы законопроекта.

«Организатором волонтерской деятельности прописано государство, то есть оно узурпировало добровольную помощь», — заявил директор Центра гражданской взаимопомощи «Раменское» Сергей Воронин.

Законопроект «О волонтерстве», который весной поступит в Госдуму, не будет распространяться на добровольцев, работающих со спонсорами

Волонтеры теряют свободу

Работающих со спонсорами добровольцев в России не будут официально считать волонтерами — на них не будет распространяться действие нового... →

Текст составлен таким образом, что госорганы назначаются главными распределителями добровольческой помощи, говорят волонтеры. Во Всемирной декларации добровольчества указано, что деятельность добровольцев — это право граждан менять социум вокруг к лучшему, а законопроект ограничивает деятельность волонтеров только теми формами и видами работ, которые закреплены в документе, то есть любая другая помощь будет вне закона, пояснила директор благотворительного фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам» Елена Альшанская. Она указала, что основной задачей добровольца указана помощь государству. «Это не добровольчество, а реализация госзаказа — пионерия, попытка возродить историю. Люди, которые писали это, хотят посылать волонтеров туда, куда им нужно – может, и не на дачу министра, так в Сочи», — говорит Альшанская.

«Мы рискуем получить государственное волонтерство», — подытожила она.

Конкретизируя претензии, волонтеры пояснили, что считают в принципе неверным сам подход к добровольчеству, которое выбрали авторы документа. Помимо контроля, в законопроекте постоянно говорится о системе поощрения, о мерах стимулирования. Возможность получения компенсаций за проезд, оплата гостиницы, выдача униформы и сувениров — это все будет получать волонтер, который зарегистрируется в реестре, заведет личную книжку добровольца и подпишет договор на выполнение работ. «Но волонтерство — это бескорыстие! Кого же привлечет законопроект, если будет введено стимулирование?» – спрашивает психолог по работе с волонтерами благотворительного центра поддержки и организации досуга тяжелобольных детей и детей-сирот Калининградской области «Верю в чудо» Елена Киричук. Она рассказала, что к ним приходят студенты и требуют поставить штампик.

«Они говорят: «Без штампика мы в детский дом не пойдем, нам за него льготы дают», — передает слова молодых людей Киричук. — И мы эту гадость хотим закрепить в законе!»

О «бумажных волонтерах» говорила и член комиссии Общественной палаты по развитию благотворительности и волонтерства, директор Агентства социальной информации Елена Тополева-Солдунова. «Это те, кто будут регистрироваться, заводить личные книжки, но при этом работать не будут», — пояснила она.

«Вообще смешно слышать про мотивацию и стимулирование. Разве люди идут в огонь и тушат пожары ради налоговых льгот? Помогают добрые и нормальные люди безвозмездно», — добавляет руководитель противопожарной программы «Гринпис Россия» Григорий Куксин.

Даже представитель РПЦ раскритиковала работу Совета федерации.

«Христианские добровольцы не хотят зарабатывать бонусы, регистрироваться. И вообще странно, как государство будет разъяснять верующим, как они должны выполнять свою христианскую миссию волонтера», — заявила юрист синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской православной церкви Наталья Старинова. «Из документа складывается ощущение, что добровольческие организации это просто поставщики людей для государства», — добавила она.

Добровольцы опасаются разделения на «белых» и «серых» волонтеров: государство введением реестра фактически даст добро регионам на работу только с зарегистрированными добровольцами. А «нормальные волонтеры» окажутся на полулегальном положении. «В пункте о личной книжке говорится, что она заводится при привлечении добровольца к работам, то есть регистрация — это заложенное в законе требование. А значит, организациям фактически рекомендуется привлекать только зарегистрированных волонтеров», — отметила юрист Старинова.

Кроме того, волонтерам не нравится, что документ Совета федерации ставит вне закона помощь спонсоров — коммерческих организаций и политических партий.

Никакое государственное финансирование не сравнится с той помощью, которую оказывают представители бизнеса, говорят руководители благотворительных фондов. «Мы все делаем, чтобы привлечь инвестиции. Жертвуют в основном люди из бизнеса. Но они же тоже деньги считают. И сейчас они увидят, что добровольцев финансирует государство, и скажут — так пусть вам власти помогают», — говорит Киричук.

В настоящее время два вида волонтеров уже почувствовали, что значит работать под действием «личного» закона. Это добровольные пожарные и «олимпийские» волонтеры в Сочи.

После массовых лесных пожаров был принят закон «О добровольной пожарной охране». Он регулирует деятельность добровольных лесных пожарных. «Этот закон отнял у нас звание пожарных, новый отбирает добровольность, и кто мы после этого? Просто лесные… братья?» — иронизирует представитель «Гринпис Россия» Куксин. «Тот закон тоже принимался впопыхах, — продолжает Куксин. — В качестве руководителя Всероссийского добровольного пожарного общества был посажен генерал МЧС (Михаил Верзилин, сменивший Сергея Груздя в 2011 году. — «Газета.Ru»). После этого была достигнута цель по численности — цифра в 800 тысяч добровольцев. Но если расспросить пожарных, то они расскажут, как всех родственников и друзей записали в добровольцы, из них создали клубы духовых оркестров, и сейчас от них требуют отчетов». По его словам, реально работающие добровольные пожарные были фактически отстранены от работы. То есть закон не решил проблему с лесными пожарами в регионах, где не хватает профессиональных кадров. «Конечно, мы продолжаем выезжать на лесные пожары, отслеживая их по данным космического мониторинга», — говорит Куксин.

Для спортивных добровольцев принятый недавно законопроект о волонтерстве на Олимпиаде-2014 в Сочи оказался, наоборот, спасением. «Этот законопроект первым ввел в России понятие «волонтер», — пояснил директор департамента по работе с волонтерами Оргкомитета Сочи-2014 Антон Лопухин. — Закон дал статус и позволил закрепить сервисы для волонтеров (материальную компенсацию, обеспечение жильем, питанием и формой. — «Газета.Ru»)». Он повторял те же аргументы, которые приводили представители региональных органов власти и волонтеры на встрече с членами Совета федерации, которые хотели узнать мнение регионов по поводу законопроекта. Однако, несмотря на лояльность к государству, «спортивные волонтеры» уже в полной мере почувствовали внимание со стороны аудиторов Счетной палаты, признался Лопухин.

В процессе обсуждения на круглом столе волонтеры пояснили, чего же они на самом деле хотят от властей. Представители Общественной палаты ратовали за возвращение к их варианту законопроекта, обсуждавшемуся летом 2012 года, который предлагал не отдельный закон, а ряд поправок в уже существующие нормативные акты. Их поддержали некоторые представители волонтерских организаций. «Все отношения государства с волонтером уже прописаны в законодательстве, в том числе в законе о некоммерческих организациях, законе о Сочи и волонтерах. В налоговом кодексе есть указание, что помощь, полученная волонтерами, не облагается налогом. А если государственные органы не знают, как работать с волонтерами, пусть работают с ними как с обычными гражданами. Отдельный закон не нужен, он опасен и вреден», — заявил руководитель благотворительного проекта «Нужнапомощь.ру» Дмитрий Алешковский. Кроме того, есть смысл принять отдельный закон о государственном финансировании добровольцев, согласились собравшиеся за круглым столом. «В других странах есть законы о волонтерстве, но они регулируют только передачу государственных средств», — добавила Елена Альшанская.

Координатор общероссийского волонтерского движения «Гражданский корпус» Алена Попова, работавшая в Крымске, добавила, что есть необходимость отрегулировать взаимоотношение госорганов и волонтеров, которые работают в зоне ЧС. «Нужны поправки, направленные на волонтеров, работающих в ЧС, а те, кто бабушкам помогает, их в законе вообще не должно быть, — заявила Попова. — Нам надо страхование, учет прибывших, нам также нужны книжки спасателей. Мы против стимулирования, но чрезвычайным волонтерам необходимо компенсировать расходы на их труд, кроме того, мы поддерживаем право дисконтного и первоочередного выкупа билетов в зону ЧС».

После обсуждения Алексей Кудрин объявил о создании рабочей группы, которая за сутки должна будет суммировать все претензии к законопроекту. А в будущем планируется выработать предложения по альтернативному законопроекту о поправках.

Пока политически активные добровольцы намерены влиять на законодательство, остальные представители добровольческих движений остаются при своем мнении. Директор благотворительного фонда помощи пожилым людям и инвалидам «Старость в радость» Елизавета Олескина сообщила «Газете.Ru», что не вчитывалась в законопроект. «Думаю, он нас не затронет, а сюда я пришла послушать», — пояснила она. Ее фонд помогает обитателям около сотни домов престарелых и инвалидов в 15 регионах России. «В год мы совершаем примерно 300 поездок, в каждой участвует десять волонтеров», — добавляет Олескина.

В волонтерской программе помощи на дорогах Motocitizen (Мотограждане) задействованы 5 тысяч человек. Координатор проекта Павел Сосков выступает резко против закона. Его добровольцы на мотоциклах, скутерах и других средствах передвижения выезжают на место аварий. Волонтеры-медики помогают пострадавшим. Волонтеры-юристы оказывают помощь в оформлении ДТП, помогают в эвакуации транспорта, оказывают поддержку в судах. «Мы сейчас думаем, как обойти такой законопроект, если он будет принят, — пояснил «Газете.Ru» Сосков. — Может быть, зарегистрируемся как СМИ, будем репортерами, которые заодно со сбором материала оказывают помощь».

Источник: http://www.gazeta.ru/social/2013/02/11/4961925.shtml

Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
  • Ответов 61
  • Дата создания
  • Последний ответ

Лучшие авторы в теме

Лучшие авторы в теме

Экспертное заключение КГИ на проект ФЗ «О добровольчестве (волонтерстве)».

Разработанный в Совете Федерации ФС РФ проект Федерального закона «О добровольчестве(волонтерстве)» (далее – Законопроект) задуман как нормативно-правовая основа для добровольческой деятельности и, по замыслу авторов, призван содействовать развитию волонтерского движения в России и способствовать государственной поддержке добровольчества/волонтерства (далее по тексту эксперты используют эти термины как равнозначные). Однако анализ законопроекта показывает, что его принятие будет иметь обратный эффект: новый закон повлечет за собой серьезные негативные последствия как для сферы деятельности волонтеров, так и для общества в целом, создаст целый ряд правовых коллизий и окажется либо вообще не работающим, либо грубо ограничивающим конституционные права граждан.

Обоснование необходимости в Законопроекте созданием нормативно-правовой базы в сфере волонтерской деятельности не выдерживает критики. Волонтеры и организации, координирующие их деятельность, действительно сталкиваются с трудностями в связи с несовершенством нормативно-правовой базы, но сами волонтерские организации не видят необходимости в специальном законе о волонтерстве. Запроса на данный закон снизу просто нет, поскольку правовые основы для добровольческой деятельности уже содержатся в действующем законодательстве РФ, а также в международных правовых документах.

Общие правовые основы деятельности добровольцев обеспечены следующими основными документами:

Всеобщая Декларация Прав Человека (1948 г.);

Международная Конвенция о Правах Ребенка (1989 г.);

Всеобщая Декларация добровольчества, принятая на XVI Всемирной конференции Международной ассоциации Добровольческих усилий (Амстердам, январь, 2001 г.);

Конституция РФ (1993 г., ч. 4 и 5, ст. 13, ч. 2, ст. 19, ст. 30);

Гражданский Кодекс РФ (ст. 117).

Статус добровольцев в различных сферах деятельности определяется следующими законодательными актами:

Федеральный закон от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" (статья 5 – определение понятия «доброволец» в контексте благотворительной деятельности; статья 2 - виды такой деятельности; статья 7.1 – договоры между добровольцем и благополучателем, благотворительной организацией, компенсация расходов добровольца);

Федеральный закон от 12 апреля 2010 г. N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" (статьи 38, 43 – участие добровольцев в клинических испытаниях лекарственных средств);

Закон РФ от 9 июня 1993 г. N 5142-I "О донорстве крови и ее компонентов";

Федеральный закон от 6 мая 2011 г. N 100-ФЗ "О добровольной пожарной охране".

Законодательные акты, регулирующие отдельные вопросы деятельности добровольцев:

Гражданский кодекс РФ (статья 582 «Пожертвование», с учетом Письма Минфина РФ от 29 декабря 2009 г. N 03-03-06/4/112);

Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях";

Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (статья 31.1 – обучение и подготовка добровольцев государством как одна из форм поддержки социально ориентированных НКО);

Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в

Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования

Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского

Страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (статья 7 – освобождение компенсаций добровольцам со страховых взносов);

Налоговый кодекс РФ (пункты 3, 4 статьи 217 – освобождение компенсаций добровольцам и выплат донорам от НДФЛ).

Отдельным федеральным законом от 1 декабря 2007 г. N 310-ФЗ "Об организации и о проведении ХХII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" определен статус волонтеров, участвующих в проведении Олимпийских игр 2014 года в г. Сочи. Статья 5 регулирует привлечение волонтеров, статья 12.1 – деятельность иностранных граждан в качестве волонтеров.

Таким образом, в настоящее время законодательно урегулированы следующие аспекты деятельности добровольцев:

Общее определение: добровольцы – физические лица, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного выполнения работ, оказания услуг (статья 5 ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»). Благотворительная деятельность определяется в статье 1 того же ФЗ, а цели благотворительной деятельности – в статье 2.

Правовая основа деятельности добровольцев: договор (статья 7.1 ФЗ «О благотворительной деятельности»). Его заключение допустимо, но не является обязательным, возможно его заключение в устной или простой письменной форме. Стороны договора: доброволец и благополучатель (адресат помощи добровольцев), доброволец и благотворительная организация. Предмет договора: безвозмездное выполнение добровольцем работ, оказание услуг благополучателю или благотворительной организации в рамках ее деятельности, компенсация расходов, в частности, на проезд, питание, жилье, СИЗ, страхование.

Организационно-правовая форма деятельности добровольцев – благотворительная организация.

Деятельность волонтеров в зоне ЧС регулируется Федеральным законом от 6 мая 2011 г. N 100-ФЗ "О добровольной пожарной охране".

Основы государственной политики в отношении добровольчества сформулированы в «Концепции развития благотворительной деятельности и добровольчества» от 30.07.2009

Таким образом, какой-либо необходимости в обозначении специального статуса добровольца (волонтера), специального описания организационно-правовых форм деятельности добровольцев, специальной правовой основы деятельности добровольца - не существует. Волонтер, являясь гражданином Российской Федерации, равно как и любого другого государства, имеет те же права и несет на себе ту же ответственность перед законом, как и любой другой гражданин. Специальный закон о добровольчестве (волонтерстве) будет либо противоречить имеющейся нормативно-правовой базе, либо повторять уже принятые нормы из других законов и подзаконных актов, что делает его принятие бессмысленным.

По мнению волонтерского сообщества, имеющаяся нормативно-правовая база для добровольческой деятельности работает в целом эффективно, а ее совершенствование необходимо осуществлять через принятие поправок к существующим федеральным законам.

В частности, в настоящее время не в полной мере урегулированными остаются следующие вопросы:

не все некоммерческие организации вправе привлекать добровольцев к своей деятельности, ибо не все занимаются благотворительной деятельностью, и соответственно, только благотворительные организации имеют право заключать договоры с добровольцем. Решением этого вопроса может быть внесение соответствующих изменений в ФЗ «О некоммерческих организациях», предусматривающих возможность для всех некоммерческих организаций привлекать добровольцев для некоммерческой деятельности;

проблема начисления НДФЛ на выплаты некоммерческими организациями компенсаций добровольцам их транспортных расходов, расходов на питание, проживание, спецодежду, инструмент, необходимых для осуществления добровольческой деятельности. Эта проблема может быть решена внесением поправок в Налоговый Кодекс РФ, однозначно устанавливающих, что при безвозмездном оказании услуг волонтеры не получают материальную выгоду, которая подлежит обложению НДФЛ;

особый порядок страхования рисков волонтеров от несчастных случаев в процессе добровольческой деятельности (например, при стихийных бедствиях).

особый порядок допуска добровольцев к сферам помощи, требующим специальной подготовки (например, в зоне ЧС).

Как мы видим, остающиеся неурегулированными вопросы, связанные с добровольческой деятельностью, могут быть легко решены путем внесения изменений в существующее законодательство (прежде всего, в Налоговый Кодекс РФ «О некоммерческих организациях» и др.). Принятие же специального закона не является ни необходимым, ни достаточным для совершенствования нормативно-правовой базы в сфере добровольческой деятельности.

Волонтерство в России стремительно развивается без какого-либо вмешательства со стороны государства. Действуют многочисленные курсы по обучению волонтеров, школы НКО, на добровольных началах работают сотни тысяч людей. Согласно опубликованному в декабре 2012 года благотворительным фондом Charities Aid Foundation рейтингу, Россия занимает восьмое место в мире по числу волонтеров. По расчетам фонда, в 2011 году добровольчеством занимались 21 млн россиян. Причем волонтерская активность граждан растет из года в год.

Как повлияет на эти процессы принятие рассматриваемого Законопроекта?

Во-первых, доброволец - лицо, осуществляющее какую-либо деятельность добровольно, то есть «по доброй воле». Он сам принимает решение – что и как ему делать. Если его деятельность начинает регламентировать государство, например, налагать на него особые обязанности только на основании того, что он доброволец, действие закона будет создавать не стимулы, а препятствия для добровольческой деятельности.

Во-вторых, государственное регулирование добровольческой деятельности чревато бюрократизацией, обусловленной усложнением отчетности и необходимостью координации между собой органов государственной власти, которые в данный момент взаимодействуют с волонтерами в рамках своей компетенции: ГОСКОМСПОРТ, РОСМОЛОДЕЖЬ, МЧС и т.д.

Регистрация волонтеров и введение личных книжек волонтера представляет собой не что иное, как еще один элемент бюрократизации добровольческой деятельности. Если волонтерские книжки вводятся для увеличения трудового стажа (хотя необходимо заметить, что законопроект не предусматривает внесение изменений в Трудовой Кодекс) и увеличения размера будущей пенсии, необходимо отдавать себе отчет в том, что это повлечет за собой массовое появление так называемых «бумажных волонтеров» с обилием фиктивных записей в личных книжках. Добросовестные же волонтеры будут держаться подальше от регистрации.

Если же волонтерские книжки вводятся с целью создания преимущества для волонтера при трудоустройстве, то фактически эта мера лишена смысла, поскольку работодатель вправе самостоятельно принимать решение о том, кого принимать на работу, принимать или не принимать во внимание волонтерскую активность, которая может быть описана в резюме и подтверждена грамотами, рекомендательными письмами, отзывами. В случае необходимости работодатель всегда может уточнить информацию о волонтерском опыте кандидата, связавшись с НКО или волонтерской организацией.

Введение пусть и добровольной, но регистрации волонтеров в действительности может обернуться де-факто обязательной регистрацией для допуска волонтеров к определенным видам деятельности. Отсутствие волонтерской книжки может и, с высокой долей вероятности, будет восприниматься как отсутствие документального подтверждения «официального статуса волонтера», в то время как сама волонтерская деятельность, по своей сути, не требует никакого официального статуса. Фактически введение регистрации и личной книжки волонтера может стать механизмом ограничения свободы волонтерской деятельности и фактором, препятствующим развитию добровольчества.

В-третьих, выполнение любого закона обеспечивается возможностью применения мер государственного принуждения. Следовательно, в законе должны быть прописаны меры наказания за его несоблюдение - административные или уголовные. Если таковых предусмотрено не будет, закон не будет работать. Если же ответственность за несоблюдение закона будет предусмотрена, она станет, с одной стороны, серьезным демотиватором для добровольческой деятельности, а с другой – инструментом для подавления общественно полезной волонтерской активности, например, со стороны коррумпированных должностных лиц.

Законопроектом предусмотрены и другие меры, существенно ограничивающие свободу добровольческой деятельности.

Например, Законопроект предусматривает обязанность волонтера не разглашать информацию, к которой волонтер получает доступ в ходе своей добровольной деятельности. Эта норма сделает невозможной волонтерскую деятельность в таких сферах, как гражданские расследования, поисковые работы, гражданский контроль, сохранение экологической безопасности, культурного наследия и многих других, а также нанесет ущерб волонтерскому движению в целом, дискредитировав идею доверия и солидарности - основу добровольчества. Более того, сам факт включения в Законопроект нормы, ограничивающей свободу распространения информации, свидетельствует либо о глубоком непонимании авторами самой сути добровольчества как социального явления, основанного на принципах открытости и доброй воли, либо о сознательном намерении освободить деятельность (или бездействие) властей от гражданского контроля путем запрета на распространение социально значимой информации.

Отдельно стоит отметить пункт 2 статьи 3 законопроекта, в котором говорится о том, что добровольческая (волонтерская) деятельность не может быть направлена на поддержку определенных политических партий, других общественных объединений и ассоциаций, а также на продвижение товаров, работ, услуг. Этот пункт прямо нарушает Конституцию РФ, гарантирующую свободу воли и право поддерживать любые организации, не запрещенные законом.

Совершенно неясно, что понимается в этом пункте под формулировкой «добровольческая (волонтерская) деятельность не может быть направлена на поддержку (…) других общественных объединений и ассоциаций». Именно общественные объединения едва ли не чаще всего привлекают к своей деятельности волонтеров, а в такой формулировке законопроект исключает общественные организации из числа получателей добровольческой (волонтерской) помощи, что противоречит и Конституции, и просто здравому смыслу.

Кроме того, в соответствии с этим пунктом Законопроекта, если коммерческая организация объединяет своих сотрудников для волонтерской акции, то они не имеют права каким-либо образом показывать свою принадлежность к данной компании, так как это может рассматриваться как продвижение ее товаров или услуг.

Это касается и тех случаев, когда компания бесплатно оказывает свои услуги для НКО. Например, компания бесплатно сделала для благотворительного фонда сайт, и по данному пункту, она не будет иметь право поставить на этом сайте свой копирайт. По этой логике, любая компания, предоставившая свою продукцию для волонтеров и пострадавших, должна убрать с этой продукции свою торговую марку, то есть действовать строго анонимно. Очевидно, что такие меры отнюдь не стимулируют коммерческие компании к участию в добровольческих и благотворительных проектах.

Одной из задач рассматриваемого Законопроекта могло бы стать создание четкой понятийной базы. Однако многие понятия и определения в Законопроекте противоречат друг другу, Конституции РФ, Международной конвенции о правах человека, а также духу добровольчества.

Например, пункт 2 Статьи 1 Законопроекта выводит из-под действия закона «отдельные добровольческие (волонтерские) акции, осуществляемые на основе семейных, дружеских или добрососедских отношений». При этом сами понятия «дружеских или добрососедских отношений», в законопроекте не определены, что делает невозможным четкое отнесение той или иной благотворительной акции к категории, не регулируемой законом.

Неясность и размытость в терминологическом аппарате создает предпосылки для произвольного толкования норм и коррупционных действий.

Противоречие Законопроекта духу и сути волонтерства лучше всего иллюстрируется пунктом 1 статьи 8, в котором перечисляются организаторы добровольческой деятельности. На первом месте в списке организаторов стоят органы государственной власти, на втором - органы местного самоуправления, на третьем - государственные и муниципальные учреждения, на четвертом – загадочные «организационные комитеты» и лишь на последнем, пятом месте – «другие организации, привлекающие для реализации своих функций добровольцев». А о том, что организатором волонтерской деятельности могут быть сами граждане, даже речи не идет.

Таким образом, базовую идею Законопроекта можно сформулировать следующим образом: «добровольцы – это помощники государственной власти, а волонтерские организации – поставщики бесплатных кадров для решения государственных задач».

Вместо системы поддержки горизонтальной партнерской сети добровольцев Законопроект предполагает создание инструментов вертикального административного контроля над волонтерским движением в виде уполномоченной бюрократической структуры. В этом заключается базовое концептуальное противоречие Законопроекта с предметом, который он должен регулировать.

Таким образом, анализ норм проекта закона «О добровольчестве (волонтерстве)» позволяет прийти к следующим выводам:

Нормы Законопроекта создают препятствия для развития волонтерства и будут способствовать снижению активности волонтерского движения в России.

Проект закона не улучшает нормативно-правовую базу для добровольческой деятельности. Ее улучшение целесообразно осуществлять путем внесения поправок в действующее законодательство РФ.

Некоторые нормы Законопроекта дублируют ранее принятые законы РФ или противоречат им, в частности Конституции РФ.

Законопроект создает инструменты контроля и подавления волонтерской деятельности со стороны государственных органов.

Принятие закона будет способствовать росту коррупции.

Принятие закона приведет к снижению частных инвестиций в социальную сферу, что нанесет ущерб экономике в целом.

В конечном итоге принятие закона на такой концептуальной основе, пусть даже с отдельными «косметическими» изменениями, может негативно повлиять на качество жизни граждан России.

Во всем мире, в том числе и в России, успешно работают самые разные волонтерские организации. Они способны увидеть проблему, поставить задачу, распределить работу в соответствии с желаниями и возможностями добровольцев, провести необходимое обучение, предоставить оборудование и полную информацию о проблеме, контролировать процесс, обеспечить эффективное взаимодействие волонтеров между собой и с органами власти, их безопасность, а также оптимально мотивировать и поощрять активность в общественно-важной деятельности.

Предполагаемое авторами законопроекта введение уполномоченного федерального органа исполнительной власти, к полномочиям которого предлагается отнести, в числе других, регистрацию добровольцев (волонтеров), ведение реестра добровольческих (волонтерских) вакансий, публикацию информации о добровольцах, означает, что государство берет на себя не свойственные ему функции – управлять добровольческими инициативами. Вместо передачи избыточных государственных функций институтам гражданского общества, о чем неоднократно говорилось в посланиях Президента Российской Федерации, принятие данных норм приведет к прямо противоположному эффекту – огосударствлению добровольчества.

Эксперты Комитета гражданских инициатив и некоммерческих организаций – участников круглого стола считают, что Совет Федерации ФС РФ должен воздержаться от внесения Законопроекта «О добровольчестве (волонтерстве)» в Государственную Думу ФС РФ и снять Законопроект с рассмотрения.

Алешковский Дмитрий – руководитель благотворительного проекта «Нужнапомощь.ру»

Альшанская Елена – директор благотворительного фонда «Волонтеры в помощь детям»

Бодренкова Галина – президент Российского центр развития добровольчества (МДМ), представитель в России Международной Ассоциации добровольческих усилий (IAVE)

Гонтмахер Евгений – член Комитета гражданских инициатив, руководитель Центра социальной политики Института экономики РАН, доктор экономических наук, эксперт в сфере государственной социальной политики

Ермолин Анатолий – член Комитета гражданских инициатив, директор проекта «Гражданская взаимопомощь», кандидат педагогических наук, доцент, лауреат Премии Президента РФ в области образования

Максимов Андрей – советник Фонда Кудрина по поддержке гражданских инициатив, кандидат юридических наук

Милославская Дарья – председатель Совета некоммерческого партнерства «Юристы за гражданское общество», член Комиссии по развитию благотворительности и волонтерства Общественной палаты РФ

Новоселов Виталий – советник Фонда Кудрина по поддержке гражданских инициатив

Петров Андрей – Комитет гражданских инициатив, заместитель директора проекта «Гражданская взаимопомощь»

Плескачевский Виктор – член Комитета гражданских инициатив

Попова Алена – координатор Общероссийского волонтерского движения «Гражданский корпус»

Прутченков Александр – доктор педагогических наук, профессор кафедры экономики Московского Института Открытого Образования

Пучкова Анна – президент Благотворительного фонда помощи социально- незащищенным гражданам «Мозаика Счастья»

Сиднев Виктор – председатель Московского областного отделения Комитета гражданских инициатив

Тополева-Солдунова Елена – директор Агентства социальной информации, член Комиссии Общественной палаты РФ по развитию благотворительности и волонтерства

Хромов Владимир – директор Ассоциации некоммерческих организаций «Союз волонтерских организаций и движений», кандидат экономических наук.

Источник: http://komitetgi.ru/publications/376/#.URq1YKbHlPH

Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
  • Последние посетители   0 пользователей онлайн

    Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу


×
×
  • Создать...